+7 (495) 517-17-24, Переделкино, 6-я ул. Новые Сады, 2, корп. 1, офис 4

Еще

РЕЦЕНЗИЯ

доктора культурологии и канд. филос. наук

профессора Мордовцевой Т.В.

 

Предмет рецензии – методическое пособие Д.В. Шутылева «Элементодичка».

Пособие адресовано школьникам, педагогами и родителями, желающими помочь своим детям в усвоении программы, об этом свидетельствуют прямые обращения автора к ученикам, а также к родителям и коллегам.

Представленное пособие состоит из трех относительно самостоятельных частей:

  1. Математика за 5-11 класс – курс экспресс-повторения в форме игры  за 17 уроков-геймов, объединенных по темам – разделам математики;
  2. Пьеса «Геометрия любви» для постановки 11-классниками в школьном театре;
  3. Электив по гуманитарным дисциплинам «Вектор России» (миссия России).

  Рецензия не затрагивает вопросы собственно математики (этот предмет не является сферой внимания рецензента), понятно, что курс экспресс-повторения есть лаконичное переложение базовой школьной программы – аксиом, определений, правил, приемов решений, формул и т.п.

Для рецензента гораздо большее значение в исследуемой работе имеет несомненная новизна форм и методов подачи, решение педагогических проблем мотивации, философские подходы к вопросам воспитания учеников и коммуникации с их родителями, культурологический аспект – работа не просто методическое пособие, но в отдельных частях одновременно и философско-художественное произведение.

Актуальность. Вряд ли актуальность данной работы может вызывать сомнения, так как является небезынтересной попыткой соединить в себе те характеристики, которые диктует современное положение дел. Нередко в наши дни мы слышим о так называемом «клиповом» сознании детей, в связи с которым большая часть информации воспринимается через визуальные каналы (органы зрения) и с трудом – через органы слуха. Автор рецензируемого пособия учел эти особенности современных школьников и постарался включить в текст «Элементодички» приемы визуализации – «игру» со шрифтами, замену слов знаками (что вообще свойственно для языка математики и удачно работает у автора), «игру» цветом и т.п. Кроме того, лаконичность и краткость изложения материала являются несомненными плюсами работы, недоступными большинству современных учебников. Весьма актуальной может считаться и попытка включить в методическое пособие элементы из других областей знания, прежде всего из истории, литературы, культуры. В свете принятия новых ФГОС установление межпредметных связей и нацеленность на метапредметность становится особенно значимой и интересной. Нельзя не отметить, что в целом пособие соответствует ФГОС и реализует его основные принципы.

Структура пособия. Пособие состоит из пролога, 17 уроков, эпилога и дополнительных материалов – пьесы и электива. Текст включает в себя обращения к разным категориям читателей – школьникам, их родителям, учителям. Пролог задает общую сюжетную канву – детектив-расследование причин низких результатов ЕГЭ. 17 глав представляют собой 17 уроков-игр, посвященных разным темам (разделам) курса математики. Каждая глава также включает в себя ряд обязательных элементов: разминка по принципу КВН, теоретический материал, конкурс домашнего задания, конкурс с «черным ящиком». Внутри глав весь материал разбит на предельно короткие параграфы-клипы, в конце каждого из них ученик должен сам себе поставить KPI за усвоение (низкий балл требует указать, что или где непонятно – конкретно, то есть у ученика отнята возможность «отнекаться» общим непониманием). Ряд уроков включает в себя задачи для решения.

Содержание пособия. С точки зрения содержания пособие можно охарактеризовать как краткое вспомогательное пособие по математике, предназначенное для использования в дополнение к основному учебнику. В пособии есть определения и формулы, предназначенные для запоминания, даются они, как правило, в такой форме, чтобы читатель воленс-ноленс посмотрел на них под другим углом (и потому лучше запомнил). Однако вопрос о полноте охвата школьного курса математики остается в данной рецензии открытым. Пособие может оказать существенную помощь при подготовке к экзаменам, так как позволяет за довольно короткий срок и в сжатом (но не усеченном) объеме повторить основные разделы математики в части теории (чтобы эффективно перейти к задачам).

Характеристика пособия. Представленное для рецензирования пособие является, безусловно, весьма интересным с точки зрения методики. Среди плюсов данного материала можно выделить следующие. Во-первых, вызывает одобрение попытка автора максимально кратко, просто и ярко представить теоретический материал курса математики. Следует отметить лаконичность изложения материала и отсутствие загромождения текста сложными речевыми оборотами и чрезмерной наукообразностью стиля. Во-вторых, автор стремится задействовать в пособии достаточно большой спектр известных мнемонических техник и приемов в своем оригинальном исполнении. К ним можно отнести и стихотворения для запоминания теоретического материала, и эксперименты с шрифтами и цветом текста, и игру слов и каламбуры. Небезынтересны и неологизмы автора, отчасти основанные на подростковом сленге, отчасти – на получивших распространение иностранных словах. Особого внимания заслуживает и попытка автора составлять каламбуры не на уровне содержания, а на уровне визуального восприятия слов (не столько «игра слов», сколько «игра букв»). Немаловажной деталью пособия является и включение в текст диалогов учитель-ученики, в которых автор приглашает читателя к дискуссии, пытаясь угадать возможный ход мысли среднестатистических школьников. Детективный сюжет, привлечение занимательных задач из других источников, включение в пособие межпредметного материала – все это работает на повышение интереса учащегося к самой «Элементодичке» и, как следствие, на повышение интереса к математике.

Примечательно стремление автора использовать в качестве основного «аттрактора» к изучению математики юмор (многообещающий прием, апробированный еще логиком Льюисом Кэрроллом). Шутки и каламбуры, которыми насыщает автор пособия свой текст, позволяют снять негативное восприятие предмета математики, которое может присутствовать у некоторых учеников, и настроить их на позитивный лад, что не может не сказаться положительно на успешности усвоения материала.

Не все стихи для запоминания удались автору на одинаково высоком уровне, но целый ряд стихов из «Элементодички» вполне ярки и удачны (про формулу движения, про формулу сделки, про синус и косинус и многие другие) и имеют все шансы «уйти в народ» - явно к пользе отечественной школы.

Достойным образом выглядит и попытка продемонстрировать, как работает ассоциативная память на примере запоминания периодов отечественной истории.

С точки зрения методологии, предложенные автором такие «маркеры», как «припой» (взяли немного) и «эстафета» (взяли полностью) достаточно удачны  для работы лаконичного формата вспомогательного пособия. С точки зрения культурологии, предложенные автором для детей такие названия-маркеры эпох, как «Два века двух эстафет», «Золотой/ордынский плавильный котел», «Огонь, Воды и Медные бунты», «Евровиндоуз», «Золотой/немецкий», «Серебряный/французский», «Авангардный ХХ век» хоть, возможно, небесспорны для историков-специалистов, но, несомненно, будут удобны и полезны для школьника – пусть не в учебнике, но в рамках методического пособия.

Отдельной похвалы заслуживает попытка (по мнению рецензента – достаточно удачная) сформулировать скрепы общества. Такие попытки в нашей стране предпринимались, но пока, по мнению рецензента, не настолько удачно, как это получилось у автора «Элементодички». Предложенный им вариант девиза и ключевых ценностей России «Дух, мир, воля» соблюдает консервативную классическую форму, обладает и наглядными достоинствами (мелодика и возможность скандировать, точность и историчность, лаконизм в 4 слога, энергетика и т.д.), и достаточно детальными обоснованиями в тексте работы, бесспорно демонстрирующими серьезное владение автора системным подходом.

В полной мере такие же положительные оценки можно отнести и к формулировке миссии России: «Оберег мира. Сокровищница мира. Открытие миру новых миров» (с учетом приводимых автором расшифровок). Можно, как и в ценностях/девизе, отметить уникальность, ритмику, многогранность, правдивые сплавы рационального и иррационального, мессианства и уважения к ценностям других стран и народов, вневременную сущность и многое другое.

Решение автора пособия после «улыбчиво-веселого» курса повторения математики и информатики познакомить выпускников школы с системным подходом и подвести их к столь серьезным темам обществознания весьма грамотно, полезно и педагогично.

Важный момент: известно, что многие взрослые обращаются к бизнес-тренерам, которые помогают «ставить» целеполагание, дерево задач, аутотрениг и т.п. Методическое пособие Д.В. Шутылева уникально в том, что учит детей тому, за что во взрослом возрасте стоит больших денег. Реальная уникальность рецензируемой работы: пособие по школьной математике выполнено с элементами функционала бизнес-тренинга и дает шанс сэкономить деньги, а главное – не потерять человеку годы на те ошибки, которые исправляют только хорошие бизнес-тренинги.

Вместе с тем у рецензента остается к автору пособия ряд принципиальных вопросов. 1. Насколько сложно доработать материал в части более полного и подробного охвата курса старшей школы? 2. Насколько сложно доработать материал в части задач из так называемой (в ОГЭ) реальной математики и заявленной автором теме основ финансовой грамотности? (Этот блок актуален, правильно задуман и начат, но явно не доведен до какой-то степени полноты, до какого-то логического конца) 3. Насколько сложно помимо сквозной группировки по темам дать еще дополнительную (для удобства преподавателей) компоновку материала пособия по классам (отдельно – для 5-го класса, отдельно – для 6-го и т.д.)?  4. Не представляется ли более системным подходом, если дополнить и другие темы блоками, аналогичными исключительно удачному содержанию блока «этикет и этика алгебры» (§§ 26-28)?

Далее (в качестве программы-максимум): насколько сложно, например, в заявленных в каждом уроке «музыкальных конкурсах» дать  для школьников еще один «аттрактор» к изучению математики - собственно музыку?

При доработке пособия можно рекомендовать автору чаще ориентироваться на такие его идеальные по лаконизму и яркости решения по компоновке маркеров для запоминания, как «СУС-УСУ-ССС» для трех признаков равенства треугольников.

Выводы. С учетом всего сказанного следует сделать вывод, что методическое пособие Д.В. Шутылева «Элементодичка» является новым, уникальным, практически востребованным, безусловно, полезным и может быть рекомендовано к использованию преподавателями, учениками (и их родителями) в качестве дополнительной компоненты к базовому учебно-методическому комплексу, вполне оправдано для повторения в рамках подготовки к опросам и экзаменам.

Методическое пособие является интересным и удачным, содержательным обучающим и мотивирующим материалом, соответствующим требованиям ФГОС, актуальным и отвечающим на вызовы современности.

По мнению рецензента, предложенные скрепы общества заслуживают не только практики аналогичных построений обобщающих уроков по гуманитарным дисциплинам в школе, но и серьезного  широкого обсуждения в педагогическом, научном и культурном сообществе страны.

 

 

 

 

 

 

О раскрытии скóбок: Множителем умно ·жѝкни каждого скобкожѝтеля.

О треугольнике: Рот большому куску рад, для бóльшей стороны и угол шире :)

О вписанном угле:   Впис ·угол как ни корми, а центральный вдвое толще.

О теореме Фалеса:

Фартук у Фалеса –

Угол с полосами…

Ими равнотрезки

Отсекутся сами.

 

О формулах сокращУМНОжéния:  

Аты-Баты! Разность квадратов

     Размножит скобки две

  =(А минус Б)на(А плюс Б).

Аты-Баты! Шёл парад,

     В скобках (А плюс Б)в квадрат=...

                        /полная версия здесь/

 

О тригонометрии:  

Если будет минус

Перед аргументом,

«Выплюнет» знак Синус

Следущим моментом.

Косинус, напротив,

Был всё время чётен:

Минус он «проглотит» 

Так везде прочтёте.

Этот знак негодный

Косинус не бросит – 

«Вынет» в производной

И тебя не спросит…

                         /полная версия здесь/

 

О формуле sin(A+Б) и других:   

А плюс Б... сѝнусил в скобе) =

синий А·косится  Б плюс кос А·синеет  Б.

А без Б залез под синус =  

точно то ж, лишь в плюсе минус.

                   /полная версия – в печати/ 

 

 

О сохранении дроби: Подкачал

знаменатель? Подкачай и числитель!

 

О формуле  v=S/t и цели в жизни:

В путь из пункта А в пункт  Б

Со-блю-дайте ПДД!

В жизни цель?вперёд без лени! 

Скорость = путь дели на  время.

 

О множествах изобретений:          

Кроха-сын учил отца –

Неспроста его ленца!

Ску-у-ука думать не велит –        

Всё ж давно изобрели:

Порох, компас, шёлк – Китай…

Ну, а наши – ты, пап, знай:

И – болотное железо,

И – трёхпольный оборот,

Химтаблицу – Менделеев,

А Бабанов – луноход…

Голь на выдумку –  уло-о-ов:

Черепанов, Ползунов

Позабыл чего – Кулибин

Телевиденье – Зворыкин

Зы, чуть не забыли:

Лампочку –

Кому не понятно? –

Лодыгин и Яблочков!

Папа видака – Понятов,

Бензодвигатель – Костович,

Гусеничный ход – Загряжский,

Папа трактора – Блинов,

Папа радио – Попов,

Прокопович – пчёлы-мёд!

По Жуковскому  –   полёт!

За Сикорским –  вертолёт!

За Можайским  –   самолёт!

По Крылову – всё плывёт,

Григорович – гидро....лёт,

Первый спутник – Королёв,

Фотоэлемент – Столетов,

Для зерна комбайн – Власенко,

Угольный комбайн – Бахмуцкий,

Луноход – Бабакин

– Был Бабакин, не мухлюй!

Кроха-сын набрался духу:

Суппорт – Нартов,

Крекинг – Шухов,

Лазер – Басов

Всё? – Нет! Край непоча-а-атый,

А к биологии, медицине

и прочему вообще

не приступали ещё…

Первая АЭС – Курчатов,

Славянов – электросварку…

Отец слушал – заутюжил:

Ты ж, сынок, чем их-то хуже?

Не стыди пред заграницей –

Дело по душе? – сгодится!

Сделай классное! своё!

Если ж кто с войной попрёт,

Автомат и миномёт – 

Фёдоров, Гобято

«Клеветникам» понятно!